Профориентация

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:
Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;

10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

Рабочие программы

Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.
— Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Получение профессионального образования лицами с ОВЗ

Центром профессионального образования Самарской области по поручению министерства образования и науки Самарской области на сайте «Куда пойти учиться» (http://kuda.samara.edu.ru/) создан раздел о возможностях получения профессионального образования и прохождения профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидами в государственных профессиональных образовательных организациях Самарской области: http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovz.

Среди прочего в разделе размещен Справочник направлений обучения, профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых инвалидам и лицам с ОВЗ для обучения, трудовой и профессиональной деятельности с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности; профессиональных образовательных организаций Самарской области, осуществляющих в 2020-2021 учебном году прием лиц с ОВЗ и инвалидностью (далее – Справочник): http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovzs.

 

Дополнительные материалы:

Как ребенку выбрать профессию?

Что поможет выбрать учебное заведение?

Профессия и состояние здоровья (рекомендации обучающимся с ОВЗ)

Правильно ли выбрана будущая профессия?

Беседа: как выбрать профессию

Беседа: все работы хороши

Беседа: ошибки выбора профессии

Беседа: о профессиях

Загадки о профессиях

Календарь профессий

Афоризмы о профессиональной деятельности

Классный час: что мы знаем о профессиях

Классный час: мир профессий

Презентация: темперамент и профессия

Тренинговое занятие: в мире профессий

Азбука редких профессий